Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » О сумо: серьезно и не очень
    О сумо: серьезно и не очень
    БастДата: Вторник, 21.07.2009, 11:46 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    У историков нет достоверных данных о том, возникла ли эта борьба собственно в Японии или она была привнесена с материка. Однако японские специалисты, дотошно изучающие историю возникновения и развития сумо, небезосновательно полагают, что сумо появилось на Японских островах не менее 2 тысяч лет тому назад.

    Среди японских мифов и легенд есть немало сказаний, связанных с сумо. Так, в древнейших японских летописях "Кодзики" ("Записи о делах древности") рассказывается о том, как богиня солнца Аматэрасу-омиками (главная синтоистская богиня, сотворившая Японские острова) направила к богу Окунинуси-но микото, управлявшему страной Идзумо, нового назначенца Такэмидзути-но ками с тем, чтобы он принял бразды правления в свои руки.Сын и наследник Окунинуси - бог Такэминаката-но ками (тогда все правители были богами), рассчитывавший получить власть над страной из рук стареющего предка, не посмел напрямую ослушаться приказа верховной богини и заявил богу-назначенцу: "Давай померяемся силами, поборемся, и тот, кто победит, тот и станет правителем". И вот, сошлись в борцовском поединке два бога. Такэмидзути победил и стал правителем страны Идзумо.
    Легенда эта во многом знаменательна. Во-первых, это, вероятно, был первый в истории Японии поединок сумо, и состоялся он во времена незапамятные - никто из историков не возьмется даже приблизительно определить, когда жили и правили страной Идзумо эти боги.Во-вторых, одно из первых самонаименований Страны восходящего солнца созвучно с сумо. Может быть, древние японцы само становление своей страны связывали с сумо. И, кажется, это был первый в истории случай относительно мирного исхода борьбы за власть!

    В других древних японских свитках - "Нихонсёки" ("Японские хроники") изложена легенда о том, как в 7-ой день, 7-го месяца, 7-го года эпохи Суйнин (29 г. до н. э. - 70 г. н. э.) пред очи Императора, а он по преданию был уже одиннадцатым императором страны, в поединке сумо сошлись два знаменитых воина - Номиносукунэ и Тайманокэхая. По древнему (лунному) календарю 7-ой месяц приходился на август - период сбора первого урожая риса. Видимо, поединки сумо уже в те времена проводились регулярно в дни празднеств - благодарений богам за богатый урожай и были частью религиозного ритуала.
    Благодаря легенде, победитель этого поединка - Номиносукунэ - был обожествлен, стал одним из синтоистских богов, и до сих пор почитается в Японии как родоначальник сумо.

    Сумо в древней Японии. К 3-6 вв. н. э. относятся археологические находки, свидетельствующие о широком распространении сумо и приобретении им новых функций.В те времена существовал обряд захоронения правителей в высоких могильных холмах - кофун (можете посмотреть здесь http://kolizej.at.ua/photo/69 ). Среди вещей, найденных при раскопках могильных холмов, были обнаружены глиняные фигурки ханива, исполненные в виде рикиси (борцы сумо, дословно - сильный воин), а также ритуальная и бытовая глиняная посуда, на которой сохранились росписи с изображением сценок поединков сумо. Видимо, поединки сумо становятся также частью погребального ритуала. Знаменательно, что на росписях изображались не только пары рикиси, сошедшиеся в поединке, но и фигурки зрителей. А это значит, что сумо в те времена уже было зрелищем.
    Сумо в раннем средневековье.В эпоху Нара (710-794 гг.) начинает складываться придворный ритуал "лицезрения сумо" (сумай-но сэтиэ). Турниры по сумо устраиваются прямо в императорском дворце. Ритуальным становится появление Императора и его свиты на почётных зрительских местах, выход борцов и судей на площадку для состязаний.В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) турниры по сумо при императорском дворе регулярно проводятся уже несколько раз в году. Борцов, а их называли тогда сумаибито, собирали по всей стране. К этому времени уже сложилась турнирная система, система правил и судейства. В день турнира борцов условно делили на две группы - "правых" и "левых" (по правую и левую руку от императора). На первом этапе "правые" и "левые" боролись только между собой. Каждый сумаибито за время турнира проводил примерно 20 поединков.

    Сумо в феодальной Японии.В период феодальной раздробленности, в эпоху Камакура (1185-1333 гг.), когда в стране окончательно устанавливается власть сёгуна (верховного военного правителя) и, особенно, в эпоху Муромати (1392-1568 гг.) сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство (путь) воспитания духа и укрепления тела воинов-самураев.В известных хрониках того периода "Восточное зерцало" (Адзумакагами), составленных правительством Минамото (династия сёгунов, правивших в эпоху Камакура), целые разделы посвящены "лицезрению сумо", как ритуалу, проводимому при дворе сёгуна.
    Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется "народное" сумо. "Народное" сумо ведет свое начало от самых древних ритуальных поединков в дни празднеств - благодарений богам за урожай.Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста проводятся во всех уголках Японии.Ни дохё, ни рефери, ни ритуального одеяния борцов на таких поединках не было. Победитель выявлялся самым демократическим путем, им становился тот, кто заваливал соперника на землю или выпихивал его в толпу зрителей.

    "Золотой век" сумо. Новый импульс для дальнейшего развития сумо получило в эпоху Эдо (1703-1868 гг.), когда после объединения страны усилиями сёгуна Токугава Иэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, благоприятная для развития торговли, ремесел, искусств.В трех крупнейших городах Японии - Осака, Киото и новой столице Японии - Эдо (Токио) в 18 в. уже действовали профессиональные Сообщества рикиси, наподобие объединений ремесленников.Однако сумотори имели более высокий социальный статус, нежели ремесленники и торговцы. Поскольку большинство из них были выходцами из военной среды, они были приравнены к беспоместным самураям.
    В этот же период появляются специальные площадки для проведения поединков сумо. Они были поначалу квадратными, позже внутри площадки мешками с землёй стали выгораживать круг, в котором и проходил поединок. Таким образом, родилось дохё, придавшее древней борьбе особую зрелищность и эмоциональную окрашенность.Окончательно складываются правила борьбы, регламент и ритуал турниров, утверждается система судейства, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней. В это же время начала складываться и система рангов в сумо. появился и высший пожизненный титул ёкодзуна.
    Прикрепления: 7100593.jpg(62Kb) · 0143978.jpg(42Kb) · 4096962.jpg(73Kb) · 2745216.jpg(70Kb) · 3860849.jpg(139Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 21.07.2009, 11:52 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Сумо в новое и новейшее время. Тяжелые времена японскому сумо пришлось пережить после Реставрации Мэйдзи 1868 г., когда в стране был свергнут режим сёгуната, восстановлена самодержавная императорская власть, и на политическую арену поднялась молодая буржуазия.Япония после почти трех веков затворничества, под угрозой орудий американской эскадры была открыта для внешнего мира и жадно начала впитывать все новое, западное.Самые ретивые японские прогрессисты требовали в законодательном порядке запретить сумо как пережиток феодальной эпохи. Сумо лишилось поддержки своих меценатов. Профессиональные клубы (хэя) и целая армия рикиси остались без средств к существованию. Популярнейшие борцы были вынуждены искать дополнительные источники доходов.Так, в Эдо, переименованном в Токио, по решению Сообщества сумо было организовано самостоятельное пожарное подразделение, в котором героически трудились 56 рикиси целого профессионального дивизиона.
    Кризис был преодолен благодаря всеобщей народной любви и усилиям самих сумотори. Сообщество было преобразовано в Токийскую Ассоциацию Сумо, которая под влиянием общей демократизации внесла несколько прогрессивных поправок в турнирный регламент.В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами и сторонницами возрождения былой славы сумо.Точку в борьбе за будущее древнейшей японской борьбы поставил император. По его высочайшему соизволению в 1885 г. в специальном зале Энрёкан в присутствии Его Величества был проведен показательный турнир по сумо. Император, таким образом, напомнил своим подданным о ритуале "лицезрения сумо" и ясно дал понять, что сумо находится в сфере его пристального внимания и заботы.

    Сражения борцов сумо обязательно исполняются на дохе (это небольшое глиняное возвышение, которое заполнено белым песком). В самом центре этого возвышения начерчен круг, который и является ареной, на которой развиваются все события поединка борцов сумо. Задача борцов сумо состоит в том, чтобы выпихнуть оппонента за границу круга, или уложить его на пол в пределах арены. Кроме этого, существует свод правил, согласно которым запрещено: бить соперника кулаками, ногами, нельзя также душить друг друга, вырывать волосы. То есть, борьба сумо заключается в том, чтобы «выпихнуть» друг друга либо же красивым броском опустить противника на землю. Длительность поединка обычно ограничивается несколькими минутами, а его исход решается просто за считанные секунды. Судейство в сумо представлено шестью судьями, которые наблюдают за поединком и за выполнением всех правил боя.

    Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору сумо, либо проявляли интерес к данному виду единоборств на серьёзном уровне, то вы наверняка заметили что участники турниров сумо – люди довольно фактурные, причём не в традиционном понимании этого слова. Крупная комплекция борцов сумо обусловлена тем, что они не имеют права использовать в поединке болевые приёмы, а также силу своих конечностей и мышц, и поэтому борцы сумо вынуждены брать противника своим весом – т.е. жиром. И именно это придаёт поединкам сумо уникальность и зрелищность. Борцы сумо должны обладать такими качествами как сила, реакция, скорость и, конечно же, умение. И именно совокупность этих качеств вместе с духовной силой борцов сумо может подарить им победу. Японские турниры по сумо отличаются тем, что в них сталкиваются борцы сумо из разных весовых категорий, в то время как в международных соревнованиях практикуется разделение борцов сумо по весу. Именно поэтому японские сумо турниры выглядят намного зрелищнее и интереснее. Сами японцы мотивируют сохранение этой системы тем, что японская борьба сумо – это не только противостояние больших людей, а и соревнование борцов сумо с разным уровнем техники. Однако для занятий японской борьбой сумо недостаточно обладать только лишь большим весом. Требования к борцам сумо наистрожайшие и накладывают серьезные ограничения даже на частную жизнь. В понимании японцев борец сумо – это чуть ли не бог, и безупречный человек (как морально, так и физически).

    Как стать сумотори? С первого взгляда кажется, что стать борцом сумо совсем несложно. То есть нужно только набрать вес, килограмм этак в 150, и можно смело записываться в сумоисты. Конечно же это не так. Для того, чтобы стать сумотори нужно как минимум иметь базовое образование в объёме девяти классов, иметь замечательное физическое состояние и здоровье, и быть психологически и нравственно чистым. Рост сумотори должен составлять 173 сантиметра и выше, а вес от 70 килограммов. Однако всемирная ассоциация сумо внесла в начале нашего века некоторые изменения в правила набора спортсменов, и теперь сумоисты могут иметь рост 167 см, а вес 67 кг. Дело в том, что в истории сумо был такой случай: атлет, который не подходил по антропометрическим данным (ему не хватало 2 см. до нужного роста) пустился на хитрость. Он ударился несколько раз головой, и у него на макушке выскочила большая шишка. Измеряв рост (ровно 173 сантиметра!), его взяли, и этот спортсмен впоследствии за свою карьеру добился очень многого.
    Начинается обычно карьера сумоиста приблизительно с пятнадцати лет. Вообще приём в сумо идёт до двадцати трёх лет, и поэтому нужно быстро определяться – хочет ли человек стать профессиональным сумоистом, или это не его стезя и ему стоит попробовать себя реализовать в другом. Хотя исключения имеют место, но делаются они только для борцов, которые многого достигают в студенческом сумо. То есть они и учатся в университете, и занимаются сумо. Так вот, такие люди могут стать профессионалами до того, как они достигнут двадцатипятилетнего возраста. И, конечно, необходимо сделать ещё один шаг, чтобы попасть в элиту сумо – сумоисту нужно вступить в одну из школ сумо.

    Древние японские боевые искусства приковывали внимание колоссального количества людей по всему миру еще издавна. Красота, возвышенность, напряжение, духовность свойственны всем древним восточным единоборствам. Этим они разительно отличаются от иных боевых искусств, и именно это делает их прекрасными.
    Прикрепления: 6548123.jpg(75Kb) · 0982000.jpg(76Kb) · 0102439.jpg(76Kb) · 7503336.jpg(30Kb) · 0245284.jpg(28Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Вторник, 21.07.2009, 23:59 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Спасибо за интересный рассказ! Люблю смотреть сумо. bb

     
    БастДата: Среда, 22.07.2009, 13:52 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Вот некоторые имена...

    Хакутора Аран (яп. 阿覧欧虎 Аран Хакутора, в просторечии Аран, настоящее имя Ала́н Габара́ев) — российский профессиональный борец сумо. Сикона Аран взято от японского прочтения имени Алан, «Хакутора» означает «Белый тигр». С 13-ти лет занимался вольной борьбой, в 17 лет становился серебряным призером чемпионата России среди юниоров в весовой категории до 100 килограммов. В любительском сумо, чемпион Европы 2003, 2004 гг, чемпион мира 2006 г в абсолютной весовой категории и в командных соревнованиях. Тренируется в школе Михогасэки. Стиль борца противоречив: красивая активная силовая борьба чередуется с оборонительными приёмами и уловками.Рост 185 см. Боевой вес 141 кг.

    Екатерина Кейб (7 ноября 1986, Балашов, Саратовская область) — абсолютная чемпионка мира по сумо среди любителей в командных соревнованиях, чемпионка Европы по сумо в первенстве среди юниоров (2001), двукратная чемпионка Европы (2007). Екатерину тренируют С. В. Антипов, А. В. Гришаев, А. Т. Мартынов. Её рост 180 сантиметров, вес — 160 килограммов. Размер обуви — 45. Она учится в социально-экономическом институте Балашова.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Среда, 22.07.2009, 14:42 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Один из лучших сумоистов мира! АСАСЁРЮ!


    АСАСЁРЮ - 68-й в истории и первый в 21-м веке йокодзуна. Победитель 23 турниров. Первым из представителей Монголии и третьим из иностранцев он удостоен высшего титула национальной японской борьбы. Это высокое звание богатырь получил в возрасте 22 лет и 4 месяцев, став одним из самых молодых великих чемпионов в истории сумо (в более молодом возрасте подобный успех приходил только к легендарным Китаноуми, Тайхо и Таканохана). С момента первого выхода на дохё в подготовительном классе профессионального сумо - маэдзумо - до признания йокодзуна у Асасёрю ушло всего 25 турниров. Это рекорд национальной японской борьбы!


     
    БастДата: Среда, 22.07.2009, 14:47 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    И вот скажите теперь, что борцы люди угрюмые ! ОБАЯШЕЧКА! tongue

    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 15.01.2011, 19:26 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Еще о сумоистах.. smile

    Дзиммаку Хисагоро (рост 173 см, вес 135 кг), современник иучастник революции Мэйдзи (1868 г.). За десять лет выступлений в чемпионатах он выиграл 91 бой при шести поражениях, заслужив прозвище Макэдзуя - "Не возьмёшь!" Сочувствуя мятежным самураям Сацумы, которые подняли восстание в защиту старого режима против реставрации императорской власти и "открытия страны" для иностранцев, Дзиммаку на несколько лет бросил спорт. Затем он всё же вернулся к любимому делу и возглавил осакскую федерацию сумо. К старости Дзиммаку тронулся рассудком: все свои средства он употребил на изготовление надгробных плит и памятников различным политическим деятелям.

    В конце XIX в. жил самый высокий из зарегистрированных доныне чемпионов - Оодзуцу Манъэмон (рост 197 см, вес 131 кг). Псевдоним его означал "Большая пушка". По складу характера Большая пушка был робок и застенчив. Из-за своей нерешительности он часто проигрывал. Даже усовершенствовав мастерство и став абсолютным чемпионом, Оодзуцу не любил побеждать, жалея противников, и всегда старался свести поединок к ничьей. Болельщики прозвали его Вакэдзуна - Нечемпион.

    Уже после второй мировой войны выступал на ринге самый тяжёлый (в тот период) среди чемпионов - Адзумафуса Кинъити. Вес его составлял 170 кг. при росте 180 см. Адзумафуса недолго сохранял титул ёкодзуна, перейдя со временем в категорию рядовых борцов. Позже он стал комментатором матчей сумо по телевидению и спортивным обозревателем. В наше время рекордный вес рикиси перевалил за 200 кг.

    Причудливые "сценические имена" (сико-на) были введены в мир сумо триста лет назад. По сути своей они соответствовали псевдонимам художников, писателей и актёров, но строились по другим законам. Очень часто борцы брали "значимые" псевдонимы типа: молния, гром, ураган (Инадзума, Каминари, Оораси). Нередко были хвастливые прозвища, такие, как: укротитель драконов или гроза Эдо. Знаменитый чемпион Тэссэкидзё Горо вложил в свой псевдоним значение "Крепость из железных глыб". Борцы поскромнее использовали в псевдонимах названия гор и морей, известных своей красотой видов или же просто название родного селения. Были и такие случаи, когда борец принимал имя врача, вылечившего его от тяжкого недуга. В прошлом имя борцу нередко подбирал наставник или старшие товарищи. Ныне сико-на обычно включает один иероглиф от имени учителя и один - от названия клуба. Однако правом на псевдоним пользуются не все борцы, а лишь достигшие высокой степени мастерства.

    В клубы сумо (сумо-бэя) учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов гинга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Например, современный сумоист Кита-но Фудзи в начале занятий, будучи юношей, весил 72 кг., а в категорию сильнейших вошёл с весом 132 кг. Другой борец - Котодзакура сначала весил 82 кг., а в процессе тренировок прибавил ещё 72 кг.

    День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

    Завтрак тяжеловеса всегда состоит из тянко - высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает "китайское рагу".

    После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.

    Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода "в отставку" многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в "обычного" человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, "шпагат" и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси. Наиболее ярким подтверждением этого культа, вероятно служат колоритные причёски, которыми борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

    Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ - пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской - тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

    Старинная мудрость гласит: "Голову венчает причёска, бёдра венчает кэсё-маваси, ноги венчают большие пальцы". Если о больших пальцах ног каждый имеет достаточно полное представление, то на кэсё-маваси надо остановиться подробней. Зрители - европейцы и американцы - обычно принимают кэсё-маваси за расшитый передник. В действительности же это весьма сложная "конструкция" шириной 68 см, длиной более 6 м и весом до 10 кг. Изготавливается кэсё-маваси из златотканого шёлка обычно вручную. Работа занимает не менее двух трёх недель и обходится заказчику в кругленькую сумму - до полумиллиона иен. wacko

    Кэсё-маваси используется исключительно для торжественных церемоний. Он складывается шесть раз по ширине и обёртывается вокруг "талии" таким образом, чтобы один конец свисал наподобие передника. На "переднике" изображаются различные геральдические символы: иероглифы имени борца, его тотемные покровители, иногда романтические пейза-жи. На схватку рикиси выходят в тори-маваси, поясе, достигающем 9 м в длину и 80 см в ширину.

    Сейчас в Японии ежегодно проводится шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагоя и на острове Кюсю. Чемпионат длится пятнадцать дней. Каждый участник борется один раз в день с различными противниками. Победитель в день окончания чемпионата награждается Императорским кубком. Кроме того, учреждены ещё три премии; мастеру, наиболее удачно выступавшему в схватке с чемпионом; за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из этих наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати. После каждого турнира появляются новые таблички бандзукэ, изданные Всеяпонской ассоциацией сумо.



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » О сумо: серьезно и не очень
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 17.10.2017, 02:49