Японские мечи: развенчание легенды? - Форум
Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » Японские мечи: развенчание легенды?
    Японские мечи: развенчание легенды?
    БастетДата: Четверг, 12.03.2009, 16:01 | Сообщение # 1
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    Любители восточных единоборств и холодного оружия любят поговорить на тему исключительного качества японских клинков: рубят эти мечи и камень и железо, и при этом не тупятся и не ломаются. Конечно! Если судить по дешевым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь, где-нибудь на задворках Бронкса. Однако реальность намного сложнее и прозаичнее: как ни старайся, а законы природы пока не удалось никому изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения. Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется! Большинство иллюзий в отношении японского меча вызвана катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств.

    Взглянем на проблему с реальной стороны. Большая часть японских мечей - вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Часты сколы лезвия, есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. А легенды по поводу многолетней работы мастера над мечом - работать над клинком пять лет невозможно – из стали выгорает весь углерод и она теряет все свои свойства. На самом деле клинок куется за одну-две недели.

    Теперь - о рубке железных оград и каменных столбиков. Действительно, есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечом ствол пулемета, говорят что кузнец Котэцу мечом отколол кусок каменного столба, что кузнец перерубил мечом железную цепь на дверях храма. Эти исключения лишь подтверждают правило, что это нетипичные явления. А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч, а в случае выдающихся мечей - рубкой медных и железных пластин.

    Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности.

    Теперь о декоре: деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются, чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Но больше всего удивляет манера оплетения рукоятей шелковой тесьмой, многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть на себя, как эта труха рвется. Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. То же было и с ножнами, которые делались неоднократно.
    Возможно, представленное мнение покажется вам резким и обидным. Что же? Здесь форум : обсуждайте, доказывайте, спорьте. Ведь в споре рождается истина!

    Прикрепления: 4139512.jpg(58Kb) · 7917404.jpg(355Kb)


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    РимскийДата: Пятница, 13.03.2009, 17:54 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 831
    Награды: 7
    Статус: Offline
    На мой взгляд, прочность меча не самое главное, ведь в бою не нужно рубить камни, а нужно сражаться с такими же воинами. Поэтому главное - это искусство владения мечом. В названиях восточных единоборств есть слово ДО (Айкидо, Дзюдо, Каратэ-до, Кендо, Таэквондо...), означающее путь, дорогу, по которой нужно идти в бою. Оружие является частью воина и побеждает тот, кто овладеет навыками искусства.
    Прикрепления: 7174543.jpg(12Kb)


     
    БастетДата: Пятница, 13.03.2009, 18:16 | Сообщение # 3
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    прочность меча не самое главное

    Согласна... Просто в интернете так много хвалебных слов японскому мечу, а остальные виды холодного оружия ( имеется ввиду оружие других стран) оказались в невыгодном свете. Начнешь задумываться, а почему его так хвалят? Вроде бы не за что...Значит, это хорошо спланированный пиар -ход. Кому тогда он выгоден? sad


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    ГостьДата: Пятница, 03.04.2009, 04:46 | Сообщение # 4
    Группа: Путник





    Меч из обыной стали, сломается в первом же бою, в схватке с мечом из "тамахаганэ"(японской стали, преднозначеной для ковки катан).
    От вида стали, зависит не только прочность, но и вес, что также предает приемущство в схватке.
    Точный и быстрый удар, также может и стальной доспех вспароть.
    И ненадо забывать, что эти мечи, не преднозначены, для долгих схваток.

    "А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч"
    Пистолет из пластмассы, тоже сломается от выстрела.

    "На самом деле клинок куется за одну-две недели."
    Полнстью, хороший меч, делается за пол года, +/- месяц.

     
    БастетДата: Пятница, 03.04.2009, 16:58 | Сообщение # 5
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Гость)
    что эти мечи, не предназначены, для долгих схваток.

    А как же тогда утверждение, что японские мечи передаются по наследству - от отца к сыну? Получается, что рядовой самурай за жизнь должен использовать немало мечей...А учитывая их "дороговизну" wacko

    Quote (Гость)
    Полностью, хороший меч, делается за пол года, +/- месяц.

    Прямо так сказал, что видишь точный технологический процесс tongue "Этот меч сделали за 5 месяцев...а этот за 7...а почему такая разница?...Да кузнец в запое был!" biggrin

    Если что-то знаешь про это - расскажи! БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ! Ведь интересно же..


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    ГостьДата: Суббота, 04.04.2009, 14:48 | Сообщение # 6
    Группа: Путник





    1. "Жизнь самурая - сражение" - Не надо это понимать столь буквально.
    2. все зависит от умений мастеров, которые делают меч (не клинок, а весь меч), и сложности заданой цели.

    ps: "Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия."
    Для "знати", рукоять, могла быть оплетеной шкурой акулы (также, использовались и другие матерьялы), которые дожили до наших дней. Шелк и бархат, использовались для самого клинка.

     
    БастетДата: Суббота, 04.04.2009, 23:22 | Сообщение # 7
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Гость)
    Шелк и бархат, использовались для самого клинка.

    Не могу представить, как это выглядит... wacko

    Quote (Гость)
    могла быть оплетеной шкурой акулы

    Про акулу не слышала...Прикольно! dwarf


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    БастДата: Суббота, 22.08.2009, 11:07 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Отковать клинок меча - это не просто было выполнить соответствующую механическую работу. Ремесло это на протяжении многих веков приравнивалось к искусству в самом высоком смысле этого слова, причем на качестве клинков сказывалось и то, что кузнецы часто занимали высокое общественное положение - среди них были самураи и придворные. В начале ХIII в. японский император Го-Тоба, отрекшись от престола, занялся изготовлением клинков, говоря, что это ремесло достойно того, чтобы им занимались принцы. Созванные им лучшие мастера-оружейники страны показывали и передавали ему свое мастерство и обучали его самого. Событие это способствовало появлению первых школ оружейных мастеров, таких как Сендзю-И из провинции Ямасиро, Итимодзи из провинции Бидзэн и др.

    Японский обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, но они удовлетворяли свое тщеславие, демонстрируя богатое убранство меча и кинжала. Художественная декорировка клинкового оружия выдвинулась на первое место, особенно после 1588 г., когда вышел указ о запрещении простолюдинам носить оружие. Вскоре вслед за этим происходит дифференциация оружейных мастеров - одни продолжают изготовлять клинки, другие же становятся декораторами отдельных элементов оправы к ним, причем в своем мастерстве достигают очень высокого уровня, приближая его к ювелирному искусству.

    По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.
    Классификация клинков

    HОДАЧИ - двуручные сабли, имеющие клинок длиной более 84 см.
    КАТАHА - самый распространенный вид боевого оружия, имеющая клинок длиной от 61
    до 76 см.
    ТАЧИ - придворная сабля самурая, имеющая клинок такой же длины, как и катана,
    но отличающаяся от нее способом монтировки и более пышным декоративным
    убранством. В фотогалерее сайта есть фотография комплекта тачи.
    ВАКИДЗАСИ - являлась парой к катана или тачи и имела клинок от 40 до 51 см.
    ТАHТО - короткий нож самурая, носившийся в паре с катана вместо вакидзаси и
    имевший клинок около 25 см.
    КАЙКЕH - короткий нож, используемый в основном женщинами.
    Посмотреть фото можно здесь

    Японцы отличают несколько видов монтировки, то есть. способа ношения меча и сборки ножен:

    Монтировка КЕH, применявшаяся для прямого меча до XI - XII вв., характеризуется двумя большими обоймицами (антабками) на ножнах с отверстиями для шнура. Такое оружие осталось только в храмовых и государственных сокровищницах Страны Восходящего Солнца. Однако, в XVIII - XIX вв. изготавливались придворные мечи-тачи с такой монтировкой в подражание старым.
    Монтировка ДЗИHДАЧИ-ЦУКУРИ характерна тем, что ножны подвешивались на шелковом шнуре, который продевался в специальные отверстия на небольших антабках. Такая монтировка применялась для ношения мечей типа тачи во время придворных
    церемоний в период сёгуната клана Токугава.
    Монтировка БУКЭ-ЦУКУРИ самая распространенная в японском холодном оружии с XVII в. меч или пара мечей носились за поясом и дополнительно крепились шнуром, продетым в деревянное полукольцо на ножнах.
    При монтировке ШИРАСАЯ ножны использовались не для ношения, а для хранения клинков. Они изготавливались из светлого дерева и не украшались.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 30.06.2010, 17:37 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла очень интересную статью про мастеров японского холодного оружия smile

    Во второй половине VIII века в Японии ожесточилась борьба за власть. В этой борьбе, помимо влиятельных родов, активно участвовало и духовенство. Всё это выплеснулось в военный конфликт 784 года, в котором погиб глава дома Фудзивара Накамаро. Вскоре императора перевезли в селение Уда провинции Ямасиро и уговорили основать здесь новую столицу. В 794 году строительство новой столицы Хэйан («Мир и покой») было закончено. В 858 году Фудзивара Ёсифуса возвёл на престол своего малолетнего внука Сэйва. Реальная власть над страной оказалась в руках верховного канцлера (кампаку), выходца из рода Фудзивара. И до 1184 года род Фудзивара главенствовал в пирамиде власти страны Ниппон.

    В подобных условиях, когда совершенно не было объединителя нации в виде реального императора, аристократия занялась упрочнением своих кланов. Всё это привело к внутренней политической нестабильности, что и вылилось в решение о самоизоляции страны. В 895 году всякие отношения с Китаем и Кореей были прерваны.Что в духовном, то и политическом плане для Японии эпохи Хэйан самоизоляция была только на пользу. Пришло время переосмысления ранее полученных ценностей, что и выработало неповторимую, только японцам присущую индивидуальность.

    К X веку земли Ниппон окончательно перешли в феодальную собственность. А любой собственности требуется защита. Так появились класс буси и первые самураи. Рассмотрим китайский иероглиф "совершенный человек", а в японской современной транскрипции это верховный правитель. Горизонтальные черты, читающиеся снизу вверх, означают тело, эмоции, разум или Земля, человек, Небо. Если у этого иероглифа убрать нижнюю черту, получится обозначение человека, постигающего высшую сущность, пренебрегая материальным (монах, мистик). Если же убрать верхнюю черту иероглифа, получим обозначение человека, стремящегося к деятельности в материальном мире. Это слуга, исполнитель, воин. Китайское «у-ши» видоизменилось в японское «буси» (дословно – «вооружённый слуга»).

    Основной метод боя периода Хэйан – поединок конных лучников. Метод стрельбы из лука вызвал необходимость особо тяжёлого доспеха. А высокая меткость стрелков вынудила делать доспехи довольно плотными и глухими. Такой доспех пробить мечом было совсем непросто, и потому мечи периода Хэйан стали меняться. Появился изгиб клинка. Насколько бы не было остро лезвие меча, но, воздействуя на тело только прямо, распластать его нелегко. Необходимо ещё и рассекающее движение. Поэтому-то появление изгиба усилило поражающий эффект клинка. Наличие изгиба позволило применять секущий удар, мощный сам по себе, но не нагружающий тело клинка. Первоначально изгиб располагался в рукояти, оставляя клинок прямым, но к концу периода изгиб, и довольно выраженный, стал размещаться в зоне клинка, касающейся тела воина, когда меч размещался в ножнах. Такая форма длинного клинка хороша при рубке с возвышения.

    Первым, с точной датировкой, изогнутым мечом Ниппон является клинок мастера Ки-но Наминохира Юкимаса 1195 года. Свидетельство тому – надпись на его хвостовике. Другим отличием клинков периода Хэйан являлась их большая длина при маленькой вершине. Это обуславливалось спецификой конного боя и глухими доспехами, которые можно поразить только малой вершиной.

    В 983 и 987 годах император Итидзё указами снял запреты на ношение мечей в столице, вызвав большой спрос на них. Эти даты связаны с началом расцвета искусства меча в Японии. Роль оружейников увеличилась чрезвычайно.В конце периода Хэйан было сделано много клинков высочайшего уровня. В годы правления императора Горэйдзэй (1046 – 1068 г.г.) из Китая в Японию прибыли купцы – закупать японские клинки, уже прославившиеся на метрике.К концу периода Хэйан сформировалась типично японская технология изготовления меча, как и сам японский меч. И в таком виде клинок не менялся тысячелетие.

    Но, помимо изогнутых мечей тати в период Хэйан родилось ещё одно, не менее знаменитое оружие. В комплекте с тати носился малый сопутствующий меч коси-гатана (поясной меч), который делался в стиле айкути (подогнанное устье), то есть без цубы. Появились большие мечи нагината с клинком в 40-60 см на рукояти до 170 см. Очень быстро нагината стала очень популярной.

    В период Хэйан произошло окончательное разделение мечей на парадные и боевые. Этот период оставил много имён реальных кузнецов. Известнейшим кузнецом из Киото был Кокадзи Мунэтика. Среди знаменитых клинков этого кузнеца – «Когицунэ-мару» (Маленькая лисица) и «Така-но су» (Ястребиное гнездо). Однако самый известный – «Микадзуки Мунэтика» (Луна третьего дня). Согласно легенде, этот меч кузнец выковал, служа императору Итидзё, и помогло ему синтоистское божество Инари Мёдзин из Фусими.

    Ещё одним прославленным кузнецом был Ясуцуна из Хоки. Мечи его изготовления были узкими и сильно изогнутыми, тёмной стали с прекрасными эффектами закалки. Самым известным мечом Ясуцуна является «Додзигири» (Разрубатель Додзи), который получил своё название по итогу схватки Минамото Ёримицу с разбойником и колдуном Сётэндодзи на горе О. Это самый лучший клинок Ясуцуна и самый знаменитый японский меч – один из «Пяти лучших мечей Муромати».Ясуцуна основал в провинции Хоки школу Охара. Он жил у южного подножья гор Тюгоку, а на северных склонах располагалась провинция Бидзэн. Начиная с периода Хэйан, оружейники этой провинции являлись самыми авторитетными, да и многочисленными на долгие века.

    Сёгуны Минамото, кроме двух клинков Ясуцуна из Хоки, обладали мечами мастера Мондзю – «Хигэгири» (Резчик бороды) и «Хидзимару» (Повелитель коленей). Мечи были необычайной остроты и износостойкости лезвий.Ещё один величайший кузнец периода Хэйан жил на острове Кюсю в селении Миикэ в провинции Тикуго – Тэнта Мицуё – создатель одного из «Пяти лучших мечей Муромати» - меча «О-Тэнта» (Большой Тэнта).
    автор: Василий Слиган
    Всё про холодное оружие- на сайте http://haralug.ru


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    ЛеонидДата: Среда, 30.06.2010, 23:09 | Сообщение # 10
    Группа: Гладиаторы
    Сообщений: 1
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Являясь редактором сайта http://haralug.ru, откуда и была взята предыдущая статья хочу кое-что добавить.
    1. У нас на сайте истории японского меча посвящены 9 статей, первая располагается здесь: http://haralug.ru/ShowArticles.aspx?id=65
    2. Кроме Японии в категории "оружие Востока" (http://haralug.ru/ArticlesPage.aspx?cathegory=17)рассмотрено немало этнического холодного оружия восточных стран.
    3. Всегда рады видеть поклонников холодного оружия у нас на сайте! smile
     
    БастДата: Воскресенье, 10.08.2014, 11:20 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла отличную статью о катане - подробнейшая, с рисунками и очень понятная. особенно заинтересовал отрывок о сочетании твердой и мягкой стали..

    Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.

    Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
    В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

    Вся статья на сайте http://www.katori-khv.ru/ ЗДЕСЬ
    Прикрепления: 0767110.png(437Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » Японские мечи: развенчание легенды?
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 10.12.2016, 02:08