Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Сокровища Древней Греции » Спросить оракула
    Спросить оракула
    БастДата: Пятница, 17.07.2009, 11:55 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В древней истории был такой феномен - Дельфийский оракул. (Оракулами называли предсказателей; оракулами также именовали изреченные ими предсказания). Это был храм в честь Аполлона в Беотии (небольшое царство в Древней Греции), в городе Дельфах. Жрецы храма предсказывали будущие события тем, кто приходил к ним с такой просьбой. Дельфийский оракул пользовался большой известностью и авторитетом: к его услугами прибегали даже цари и у него спрашивали о судьбах целых государств. Оракул просуществовал двадцать веков - вплоть до III века нашей эры.

    История. Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллиады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.
    Каменный храм, построенный в сер. VII в. до н. э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 г.г. до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

    Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённых Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры. На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник.

    Легенда. История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия - за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм.

    Гадание производилось следующим образом. После получения вопроса от клиента, жрица, так называемая пифия, готовилась к ритуалу предсказания: жевала листья священного лавра, пила воду из священного источника и так далее. Затем она садилась на золотой треножник, помещенный над расщелиной, и вдыхала пары. После этого она испускала невнятное бормотание и дикие крики. Ответ, однако, был так неясен, что его должны были истолковывать жрецы, облекая в поэтическую иносказательную форму.
    В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7 Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н. э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.
    Со временем газы, вырывавшиеся из расщелины, иссякли, но дело продолжалось. Пифию стали окуривать одуряющими растениями, которые оказывали похожее воздействие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула.
    Прикрепления: 1659342.jpg (97.9 Kb) · 6986918.jpg (92.7 Kb) · 1330892.jpg (109.2 Kb) · 2897820.jpg (202.2 Kb) · 5267997.jpg (104.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 17.07.2009, 11:58 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Что предсказывали? Чрезвычайно увлеченный исследователь жизни древних греков, Джозеф Фонтенроуз, изучив множество известных предсказаний Дельфийского оракула, привел такую их классификацию по категориям (в процентах):

    Приказания 32%
    Утверждения 41%
    Запрещения 22%
    Не предсказанные будущие события 3%
    Ясные предсказания 2%

    Как видно, отчетливые предсказания составляют всего 2% от всех оракулов. В этом и заключен секрет Дельфийского прорицалища - редкостью четких ответов и невозможностью оспаривать двусмысленные утверждения.

    Вот примеры некоторых известных вопросов просителей и ответов оракула:

    Вопрос: Как спастись после поражения в битве?
    Ответ: Когда коза будет пить близ Неды, Аполлон перестанет защищать Массону, ибо гибель приблизится.
    Вопрос: Как достичь благосостояния народа?
    Ответ: Любовь к деньгам разрушит Спарту.
    Вопрос: Как далеко демократия может зайти в государственных реформах?
    Ответ: Сядь в середине корабля, направляющегося прямо. У тебя много помощников в Афинах.

    Наслушавшись подобных туманных предреканий, Цицерон сказал: "Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха".

    Про Креза. В истории известен такой любопытный случай, описанный Геродотом. Последний царь Лидии, Крёз (595-546 до н. э.), значительно увеличил размеры своего царства и был так состоятелен, что и поныне говорят: "богат, как Крёз". Завоевав всю округу, как и любой другой честолюбивый человек, он обратил свои жадные взоры дальше. А дальше была Персия. Но, прежде чем начать с ней войну, он отправился в Дельфы, одарил святилище по-царски и вопрошал: "Что будет, если я пойду войной на персов?". Оба толкователя невразумительных слов пифии дали один и тот же ответ: "Если Крез пойдет войной на Кира, он сокрушит великое царство".
    Обрадованный царь спешно подготовился к войне и выступил в поход. Несмотря на свою абсолютную уверенность в победе, Крёз потерпел жестокое поражение: войско его было разбито, сам он взят в плен, а Лидия присоединена к Персии.

    Сначала Кир хотел казнить Крёза, но обошелся с ним милостиво. Крёз попросил у Кира разрешения отправить в Дельфы своих послов, чтобы они задали бессовестным жрецам оракула вопрос: "Является ли у греческих богов обычным делом обманывать тех, кто приходит к ним за советом?". Кир великодушно одобрил мероприятие. Когда Крёзовы послы возложили на алтарь дельфийского храма не дары, а царские оковы и задали свой вопрос, то получили приблизительно такой ответ оракула: "Все произошло именно так, как и было предсказано. Крёз действительно сокрушил великое царство, но не персидское, а свое собственное. Прежде, чем бездумно бросаться в войну, ему следовало сначала задать еще один вопрос и уточнить, какое именно царство имелось в виду. Он этого не сделал, поэтому сам виноват".

    Прикрепления: 9896258.jpg (52.6 Kb) · 4214100.jpg (196.0 Kb) · 9776158.jpg (25.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 17.07.2009, 12:03 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В чем загадка? Во многих древних источниках описано, как происходили пророчества могущественного оракула: у историков Плиния и Диодора, философа Платона, у поэтов Эсхила и Цицерона, географа Страбона и даже у дельфийского священника, знаменитого эссеиста и биографа Плутарха.

    Страбон (64 г. до н.э. - 25 г. н.э.) писал: "Говорят, что местонахождение оракула - это глубокая пещера с узким входом, из которой поднимается пневма (газ, дуновение, отсюда происхождение слов "пневматический", "пневмония"), дающая божественное откровение. Над расщелиной, на треножнике, восседает Пифия и, вдыхая испарения, изрекает пророчества".
    Плутарх (46-120 г. н.э.) описал взаимодействие божественного начала, женщины и природного газа, уподобляя Аполлона музыканту, женщину - инструменту, пневму - плектру,* подчеркивая, что пневма - только побуждение. На самом же деле тщательная подготовка и очищение, в том числе сексуальное воздержание и голодание избранницы, стали причиной воздействия пневмы. Простые люди могли чувствовать запах газа, но они не впадали в транс.
    Плутарх дает характеристику пневмы: она издавала сладкий запах, напоминающий аромат духов, поднималась в виде газа или растворялась в воде, а в адитоне, где сидела Пифия, ее было в избытке. Но со временем поток испарений стал ослабевать и иногда прерываться. Плутарх полагал, что либо на пневму повлияли обильные дожди и ее внутренняя энергия иссякла, либо сильное землетрясение, произошедшее за четыре столетия до того, заблокировало выход газов, которые, по его мнению, формировались в подстилающих храм горных породах.Плутарх и другие авторы отмечали, что во время сеанса Пифия, восседая на треножнике, вразумительно отвечала на вопросы. Находясь в состоянии легкого транса, говорила нараспев, измененным голосом, иногда отпускала каламбуры. Однажды Плутарх был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, ринулась к двери, рухнула наземь, а через несколько дней умерла.

    Разлом есть. В 1996 г. были проведены геологические изыскания и обследовано основание храма, в фундаменте которого был обнаружен ряд функциональных несоответствий. Во-первых, само святилище внутри храма опущено на 2-4 м ниже уровня пола. Во-вторых, оно асимметрично: разрыв во внутренней колоннаде свидетельствует о том, что там могли располагаться какие-то конструкции. В-третьих, рядом с потайным помещением находился специальный водоотвод. Таким образом, храм Аполлона скорее предназначался для того, чтобы отгородить участок земли с источником, а не служить местом поклонения богу (обычная функция храмовой постройки).Позже в ущелье над храмом были найдены обнажения второго разлома, названного Кернским, простирающегося с северо-запада на юго-восток и пересекающего Дельфийский разлом под тем местом, где вещал оракул. Линия источников проходит по святой земле, пересекая храм, и обозначает Кернский разлом, скрытый древними террасами и обломками осыпавшихся горных пород.

    Это был газ. Открытие разломов в Дельфах показало, что газы и ювенильные воды могли подниматься по трещинам, образовавшимся под храмом, однако не было найдено объяснения причин возникновения газов. Разломы, чьи обнажения были хорошо видны на верхних склонах горы Парнас, прорезали битуминозные известняки. Трение глыб во время сброса вызвало такой нагрев известняков, что составные части нефти испарились, а затем поднимались по трещинам вместе с ювенильными водами, прежде всего им путь был открыт в местах пересечения разломов. Со временем выход газов уменьшился из-за того, что мешали кальциевые натеки, но затем восстанавливался при последующих тектонических подвижках. Анализ воды из источников над Кернским разломом показал присутствие метана, этана и этилена. (Этилен имеет сладковатый запах, что подтверждает рассказ Плутарха о запахе дорогих духов.)Токсиколог Спиллер (Spiller) также включился в проект. Он исследовал действие обнаруженных газов на человека в закрытом пространстве, аналогичном адитону. Работая с подростками, которые нюхают содержащие легкие углеводороды испарения клея и растворителей, Спиллер сталкивался с поведением, напоминающим состояние пифий.
    Прикрепления: 0349582.jpg (19.8 Kb) · 8293686.jpg (13.5 Kb) · 3495888.jpg (134.9 Kb) · 9327614.jpg (187.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 17.07.2009, 12:05 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Когда над Грецией бушует непогода,
    И небо серое, куда не глянет глаз,
    Всегда, в любое время года,
    Сияет солнце над горой Парнас!

    Где солнца луч почти не уходил,
    Теперь руины храма Аполлона.
    Здесь, по преданию, жестокого дракона
    Бог лучезарный в схватке победил!

    На скалах вкраплины коричневой руды,
    Как брызги крови мерзкого Пифона…
    И где-то здесь, подальше от воды,
    В расщелину был сброшен труп дракона.

    С тех пор зловонный, едкий шел угар –
    С расщелины им воздух насыщался,
    И в том, кто этим смрадом надышался,
    Пророческий вдруг открывался дар!

    С окрестных мест и из далеких стран,
    Чтобы узнать, что с ними дальше будет,
    К оракулу, сюда спешили люди,
    Дарами щедро, наполняя храм!

    Шло время… И иссяк источник смрада.
    Пророчествам, увы, пришел конец!
    Но получать богатые награды
    Уже давно привык дельфийский жрец.

    Боясь богатства и даров лишиться,
    Жрецы решили пифиям давать
    Настой травы дурманящей напиться,
    И те в экстазе стали бормотать.

    К оракулу в распахнутые двери,
    Где больше не дымился смрад дурмана,
    Входили все, кто в прорицанье верил,
    Но… становились жертвами обмана!

    Крез, пожелавший покорить полмира,
    Считал - в оракуле пророчества небес.
    Поверив в свой успех в сраженье с Киром,
    Все потерял – о бедный, бедный Крез!

    Эзоп – известный баснописец и мудрец,
    Посмел в пророчествах нелепых усомниться,
    Но схваченный, посажен был в темницу
    И в пропасть сброшенный, нашел там свой конец…

    ………………………………………………………..

    Давно разрушено прибежище жрецов –
    Не возродилась к ним былая вера!
    Осталась истиной лишь надпись мудрецов:
    «Познай себя» и «Ничего сверх меры».
    автор стихов Воротилова Татьяна

    Прикрепления: 0069851.jpg (153.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Сокровища Древней Греции » Спросить оракула
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 29.03.2024, 08:47