Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Римские истории » Иранский бог Рима
    Иранский бог Рима
    БастДата: Вторник, 22.09.2009, 21:23 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Если бы не легионеры и пираты, христианство в Римской империи победило бы намного раньше

    Гора Немрут (Турция). Большинство историков полагают, что эта голова в солнечной короне некогда принадлежала гигантскому изваянию Митры (I век до н.э.). О митраизме мы можем судить в основном по памятникам археологии: скульптурам и фрескам. Письменных свидетельств почти не осталось. Фото (Creative Commons license): Christian Koehn

    Киликия — благодатный край на самом юго-востоке Турции, у границы с Сирией. Ещё античные авторы восхищались плодородием её почв, на которых в обилии произрастали виноград, пшеница, ячмень и просо. В 102 году до н. э. Киликия стала провинцией Римской империи. Однако установить здесь порядок оказалось делом нелегким. Особенно досаждали киликийские пираты, находившие надежное убежище в многочисленных укромных бухтах и пещерах в районе Сарпедонского мыса. Им даже удалось разграбить Остию — центральный порт в устье Тибра в 30 км от Рима! И только в 67 году до н. э. благодаря военному таланту Гнея Помпея (Gnaeus Pompeius Magnus, 106–48 до н.э.), в будущем главного противника Юлия Цезаря (Caius Iulius Caesar, 100–44 до н.э.), Рим избавился от нежданной опасности. Пленных пиратов расселили на пустующих землях в Малой Азии, Центральной Греции и Южной Италии, дабы они стали мирными землепашцами. Никто тогда и предположить не мог, что пройдет время, и божество, которому поклонялись киликийские разбойники, завладеет сердцами сотен тысяч жителей империи.

    Речь идет о Митре — древнем восточном боге, поклонение которому началось более 6500 лет назад, ещё во времена единства индоевропейцев. Во II тыс. до н. э., после начала расселения индоариев, культ Митры унесла с собой та их часть, которая стала двигаться от Аральского моря на юго-восток. Это были индоиранцы. После их разделения и у тех, и у других Митра почитался как божество небесного света — гаранта соблюдения порядка, установленного верховным богом на небе и на земле. Однако в Индии фигура Митры довольно быстро отошла на второй план, заслоненная более сильными божествами, такими как Вишну или Шива. Подобная же угроза нависла над ним и в Иране в VI веке до н. э., когда начал свою проповедь Заратустра. Первоначально в новой религии — зороастризме — у Митры было довольно скромное положение. Он даже не вошел в число шести Амеша Спента — высших божеств, помогавших верховному богу Ахурамазде управлять мирозданием. Вместо этого бог небесного света оказался среди язатов — низших божественных сущностей. Однако Амеша Спента были на небесах, а на земле, пользуясь этим, хозяйничал злой демон Ахриман. Вот тогда о Митре вспомнили снова. В священных текстах зороастрийцев, относящихся к V веку до н. э., он уже представлен земным оком Ахурамазды, по сути посредником между богами и людьми.

    Так Митра вновь обрел силу. Ему даже удалось загнать Ахримана в преисподнюю, после чего его начали чтить ещё и как божество, дарующее победу. С тех пор он защищал людские души от козней дэвов, рассылаемых по всему свету Ахриманом, наделял богатством и изобилием тех, кто чтил Ахурамазду, и карал отступников, вставших на сторону темных сил. Ему же доверили право вершить суд над душами тех, кто оставил этот мир. Власть Митры сделалась столь большой, что персидские цари из династии Ахеменидов, властвовавшие над всей Малой и Средней Азией с 558 по 330 год до н. э., провозгласили его своим покровителем.
    Но, видимо, в какой-то момент почтение к божественному закону ослабло в сердцах азиатских владык, уступив место духовной лени. В 329 году до н. э. держава Ахеменидов рухнула под ударами фаланг Александра Македонского (’Aλέξανδρος ο Μακεδών, Macedoniae rex Alexander, 356–323 до н.э.). Правда, и его империя вскоре распалась. На её территории возникали и исчезали крупные и мелкие государства, среди которых были Понт, Каппадокия и Коммагена, расположившиеся на востоке Малоазийского полуострова. Между ними была одна общая черта — их цари всеми силами старались доказать свое родство с прославленными Ахеменидами, пусть даже те уже канули в Лету. Помимо прочего они приняли культ Митры: в глазах других правителей Востока это должно было послужить гарантией законности их притязаний, ведь в противном случае они рисковали навлечь на себя божественный гнев.

    Так-и Бостан (Иран). Коронация Шапура II (?–379), иранского царя из династии Сасанидов. Справа от царя Ахурамазда, слева — Митра. Фото (Creative Commons license): Philippe Chavin

    По прошествии некоторого времени в этих странах культ Митры отделился от зороастризма, превратившись в самостоятельную религию — митраизм. В нем Ахурамазда не переставал считаться верховным богом, но и он, и Амеша Спента явно отошли на второй план по сравнению со стражем божественного закона, которого здесь чтили по большей части как бога военных побед. Именно поэтому пираты из Киликии и доверили ему свою судьбу. Победа — что для них могло быть важнее? Как мы уже говорили, часть из разбойников после плена была поселена в Южной Италии. В столицу Римской империи митраизм проник, судя по всему, именно оттуда.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 22.09.2009, 21:29 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    К сожалению, мы не располагаем источниками, которые могли бы дать представление о судьбе нового культа в стенах Вечного города на рубеже новой эры. Но уже в эпоху Нерона (Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus, 37–68), который и сам был митраистом, многие граждане Рима охотно воздавали почести иранскому богу. Тем не менее в масштабе империи культ Митры распространили не столичные жители, а солдаты. В середине I века римские войска под командованием Гнея Домиция Корбулона (Gnaeus Domitius Corbulo, ?–67) много воевали в Армении и Месопотамии, которая тогда принадлежала Парфии. В обеих странах Митра был в большой чести.

    Культ Митры как нельзя лучше подходил суровым римским легионерам, ценившим верность долгу и относившимся к победам, как к наградам за преданность заветам предков. Как известно, римское язычество усыновляло всех «полезных» богов, населявших ойкумену, поэтому солдаты Корбулона без долгих сомнений стали митраистами. После окончания боевых действий некоторые из легионов были переведены на запад империи, и их воины посвятили в тайны митраистского культа братьев по оружию. А вскоре к ним примкнули и торговцы, обслуживающие армию. В общем, во II веке культ Митры стал пользоваться в Римской империи большой популярностью. Кроме Нерона было ещё несколько императоров, чтящих Митру, — Коммод (Lucius Aelius Aurelius Commodus, 161–192), Септимий Север (Lucius Septimius Severus, 146–211) и Диоклетиан (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, 245–313).

    Вообще, латиняне всегда нуждались в духовном поводыре. Сначала это были этруски, научившие римлян общаться с богами через гадания, потом греки, подарившие свою мифологию, затем эллинистические народы, познакомившие властителей мира с мистериями, к которым относился и митраизм, и, наконец, иудеи, принесшие христианство. В римском синкретизме была только одна черта, которую можно счесть за его особенность — прагматизм.
    Римляне почитали как высшую ценность государство и общественное благо. Соответственно, религия прагматиков была ориентирована именно на них, а не на личность. Боги в глазах римлян служили, в первую очередь, источником процветания сначала республики, потом — империи: внутренний мир верующего был небу не интересен. Поэтому хозяева империи жили в основном настоящим и бессмертие себе искали не в новой жизни, а в памяти потомков.

    И надо сказать, что римляне как люди, которых всегда отличала крепкая психика, долгое время вполне комфортно существовали даже в таком ограниченном духовном пространстве. Ментальный кризис дал о себе знать только во II веке до н. э. Государство росло на восток, и на фоне культов, развитых в подлунных странах, римская религия выглядела особенно прозаичной. Все больше и больше жителей империи начинали интересоваться мистическими культами древних народов — Кибелой и Аттисом, Адонисом и Дионисом, Исидой и Осирисом. Все они открывали перед посвященным невиданные ранее экзистенциальные перспективы. Участник мистерий входил в транс, обретая единосущность с божеством, несущую экстаз — свидетельство того, что мист угоден богу, и после смерти его ждет жизнь, исполненная ещё большего наслаждения. Однако эти культы содержали в себе довольно много варварских ритуалов: кровавые жертвоприношения и беспорядочные половые связи, в том числе и гомосексуальные. Это раздражало власти и сильно сужало социальную базу восточных сект — благонравные римляне обходили их стороной. Митраизм же был гораздо привлекательнее. Он совместил в себе верность дисциплине и долгу, столь ценимых в Риме, с мистическим откровением и обещанием блаженства после смерти.

    Римские митраисты полагали, что первоначалом бытия было бесконечное, бесполое и бесстрастное Время, отождествляемое ими с Кроносом. От него ведет происхождение пара богов — Юпитер (то есть Ахурамазда) и Плутон (Ахриман). Юпитер, в свою очередь, сотворил всех остальных богов, в том числе и Митру: последний вышел из скалы в пещере на берегу реки под священным деревом. В его руках были факел (символ божественной истины) и нож (символ кары за пренебрежение к ней).Первым испытанием для Митры стала поимка священного быка — первого земного существа, созданного Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле родителя с неохотой, но тем не менее сделал все, как тот хотел. Он нагнал быка и вонзил ему в бок нож. В тот же миг из тела жертвы произросли все травы и деревья (кроме ядовитых, которые создал Плутон), а из его спинного мозга — пшеница, из крови же поднялась виноградная лоза. Луна-Селена собрала семя быка в сосуд, и оно породило всех полезных для человека живых существ. Так Митра стал причастен к процессу творения. Тем временем Юпитер создал первых людей. Но Плутон, желая истребить их, наслал страшную засуху. Тогда Митра взял лук и выпустил несколько стрел в отвесную скалу, из которой забил чудесный родник. Однако Плутон не успокоился и устроил всемирный потоп. Но один человек, предупрежденный Митрой, построил ковчег и спасся, как Ной. Наконец злой демон задумал истребить все земное с помощью огня. Тогда Митра вызвал ливень, погасивший пламя. После этого земная миссия Митры закончилась. Устроив пир для богов, он вознесся на небо на колеснице Солнца. Обо всем этом рассказывают скульптурные изображения и росписи митраистских храмов.

    Развалины храма Митры.Рядом с валом Адриана. Англия.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 22.09.2009, 21:38 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Изначально Митре поклонялись в пещерах, символизирующих то место, где он родился. Храмы стали возводить позже, но и их интерьер должен был воспроизводить замкнутое пространство внутри скалы. Над входом в святилище возводили здание с портиком из нескольких колонн. В само святилище надлежало спускаться по лестнице, расположенной в середине этого здания. Святилищу всегда придавали продолговатую форму, а в его конце находилась ритуальная ниша, в которую помещали рельеф, изображающий Митру-Тавроктона, то есть убивающего быка. Рядом стояли жертвенники со священным огнем. По правой и левой стене святилища располагались ряды скамеек, на которых размещались верующие. Само священное действо совершалось в проходе между ними. К сожалению, о его деталях мы ничего не знаем: не сохранилось ни одной богослужебной книги митраизма.

    В митраистком культе существовало семь ступеней посвящения. Достигнув последней, адепт получал все необходимые знания для успешного прохождения испытаний, ожидающих его после смерти. Митраисты считали, что существуют семь небесных сфер, каждой из которых управляет одна из планет. Над последней из них находится эмпирей, некое пространство, озаренное сиянием, где пребывают души. По воле Судьбы или по собственному желанию бороться с мировым злом они спускаются на землю и оживотворяют тела. Проходя через сферы неба, души получают от каждой планеты (вернее, от их богов) те или иные свойства, которые определят в дальнейшем их характер. Например, Марс наделял смелостью, вспыльчивостью или авторитарностью. От Гермеса (бога планеты Меркурий) получали хитрость, предприимчивость или сметливость. После смерти душа следовала тем же путем, только в обратном направлении. Правда, вернуться на небо могли только те души, которым это позволил Митра, сочтя их достойными блаженства. Остальные отправлялись в Орк (Аид), в подземный мир Плутона.

    Однако даже души праведников, пересекая границы сфер, представали перед ангелами, охранявшими вход. И только посвященный знал магические формулы, после произнесения которых стражники разрешали ему двигаться дальше. Проходя уровень за уровнем, душа возвращала планетам все те качества, которыми они когда-то наделили её. И в конце концов вновь попадала в эмпирей, для того чтобы обрести блаженство, погружаясь в созерцание сияния божественной красоты. Если же душа не могла перейти на какой-то уровень, она становилась призраком, обреченным на бесприютные скитания по земле. Но её страдания имели свой предел. В назначенный срок должен был настать конец времен. На земле вновь появится чудесный бык, которого Митра снова убьет ради того, чтобы воскресить во плоти всех умерших. На последнем суде верховный бог отделит угодных ему (в том числе и не прошедших небесные сферы) от не угодных. Последние вместе с Плутоном-Ахриманом погибнут в мировом пожаре, посланном с небес.


    Статуя Митры Таврокотона из Остии.
    Итак, воскресение во плоти, последний суд и грядущее царство праведников — параллели с христианством здесь очевидны. На самом деле их ещё больше: празднование 25 декабря как дня рождения Митры, почитание седьмого дня недели, омовение при посвящении в таинства (крещение), нанесение священного знака на лоб (миропомазание), вкушение освященного хлеба и воды, в которую добавлялось вино (причастие). В трудах христианских авторов, чья вера распространялась по Римской империи в то же самое время, что и митраизм, подобное сходство представлено как результат козней Дьявола, задумавшего поглумиться над святыми таинствами, установленными Христом. Ну, а в наше время существует точка зрения, согласно которой параллели между двумя религиями рассматриваются как доказательство сенсационного тезиса: христианство — не более, чем калька с митраизма.

    Бог Митра убивает быка.
    Однако на такой вывод был бы чересчур поспешным. Дело в том, что ритуалы, сходные по форме с крещением, причащением, соборованием или миропомазанием, так же как и апокалипсические чаяния, характерны для многих эллинистических культов. Так же обстоит дело и с 25 декабря. Этот день привязан к периоду зимнего солнцестояния, а почти все восточные верховные боги связаны с солнечным культом. И митраисты, и христиане просто использовали сложившуюся за многие века духовную традицию. Однако не они определяют сущность культа. Если мы сравним религии Христа и Митры, станет очевидным, что между ними существуют три принципиальных различия. Первое: митраизм — религия политеистичная, христианство же признает только одного Бога. Второе: христианство — это религия умирающе-воскресающего божества (что роднит его с культом Осириса или Адониса), приносящего себя в жертву; Митра не проходит через смерть, вместо себя он приносит в жертву быка. И третье: митраизм признает автономность зла — ведь Ахриман-Плутон такой же сын Кроноса, как и Юпитер. Значит, зло миру присуще изначально (пусть оно и будет уничтожено в конце времен). В христианстве зло — это аномалия, к которой Творец не имеет никакого отношения.

    Митра.
    И тем не менее до сих пор поражают воображение слова, сказанные Эрнестом Ренаном (Joseph Ernest Renan, 1823–1892): «Если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир бы стал митраистским». Так был ли у Митры шанс занять место Христа? На наш взгляд — нет. И вот почему. Конечно, митраистов было гораздо больше, чем поклонников каких-либо иных мистериальных эллинистических культов. Но все-таки митраизм — это в первую очередь религия власти и действия, и к ней склонялись по большей части солдаты и чиновники. Их было около одного миллиона, при общей численности населения империи — 55 миллионов.
    Христиане не признавали никакого другого Бога кроме своего и были готовы стоять на этом до конца. Античные же религии, готовые принять богов из других пантеонов, не были приучены к борьбе, что сделало их беспомощными. С начала IV века митраизм сдает все свои позиции столь же стремительно, как когда-то захватывал их. Последней его надеждой стал император Юлиан (Flavius Claudius Julianus, 331–363), за возвращение языческих культов прозванный Отступником. Но спустя 20 лет после его смерти в 382 году эдикт императора-христианина Грациана (Flavius Gratianus, 359–383) наложил на поклонение Митре полный запрет. Дольше всех культ бога справедливости продержался в горных районах Каппадокии.[b] Последние митраистские общины исчезли там в V веке
    По материалам журнала "Вокруг света"


    Жизнь коротка, искусство вечно.

    Сообщение отредактировал Баст - Вторник, 22.09.2009, 21:39
     
    БастДата: Среда, 15.05.2013, 19:13 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Снова след Митры- на это раз в Испании..

    Так называемая гробница Слона, расположенная на территории римского некрополя в Кармоне, Испания, не всегда использовалась для захоронения, так считают испанские специалисты. Необычное строение структуры и отверстие, сквозь которое падают солнечные лучи в период равноденствия, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что сооружение было храмом Митры (митреумом). Культ Митры был особенно популярен среди солдат-легионеров. Подобные святилища часто располагались вблизи римских лагерных стоянок.

    На территории некрополя в Кармоне есть несколько погребальных сооружений, построенных в I в. до н.э. - II в. н.э. Одно из них известно как гробница Слона, поскольку внутри нее была найдена статуя в виде фигуры этого животного. Предназначение сооружения долгое время было предметом споров в научных кругах. Чтобы выяснить его первоначальное предназначение, археологи из университета Пабло де Олавиде провели детальный анализ структуры. Исследователи выяснили, что сооружение перестраивалось несколько раз, однако изначально оно было построено как митреум.

    Позже храм использовался как место для захоронений. Некоторое время назад ученые пришли к выводу, что отверстие в сооружении было сделано отнюдь не для простого освещения камеры. Как оказалось, в период равноденствия свет падал в центр камеры. Специалисты считают, что солнечные лучи в этот момент освещали статую Митры, убивавшего быка. Кроме того, расположение созвездий во II в. также свидетельствует в пользу выдвинутой гипотезы. Во время весеннего равноденствия созвездие Тельца появлялось на востоке, а созвездие Скорпиона на западе. В период осеннего равноденствия наблюдалась обратная картина. Телец и Скорпион имели особое значение в культе Митры. Очень часто на древних изображениях можно увидеть, как Митра убивает быка, в то время как скорпион отгрызает половые органы животного. wacko
    Прикрепления: 2571585.jpg (39.2 Kb) · 8318549.jpg (63.3 Kb) · 3411307.jpg (130.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 09.07.2013, 16:40 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Еще один покровитель воинства- правда, археологи еще не разобрались, кого именно изображает скульптура, найденная при раскопках в Великобритании...


    Студент Алекс Киртон (Alex Kirton), изучающий археологию и историю древних цивилизаций в Даремском университете (Durham University), принял участие в раскопках, которые проходили в Великобритании. 19-летний британец лишь один раз присутствовал при подобном исследовании археологических памятников, и поэтому не сразу понял, что ему удалось выкопать из земли.“Я находился в траншее и очищал от почвы детрит (мертвое органическое вещество), когда мой шпатель коснулся какого-то предмета, - вспоминает Алекс. - Присмотревшись я понял, что передо мной находится каменный затылок с высеченными на нем волосами. Я знал, что здесь можно найти интересные вещи и решил показать скульптуру декану факультета археологии. Конечно, я допускал возможность того, что эта находка имеет какую-то ценность, но выражение лица моего руководителя дало мне понять насколько важен этот артефакт”.

    Оказалось, что новичок раскопал древний артефакт - голову скульптуры римского бога. “За 15 лет моей работы я не видел ничего подобного. Эксперты, осмотревшие изваяние, пришли к выводу, что оно изображает божество, которому поклонялись солдаты, служившие на северной границе Британии. Эта скульптура относится ко 2-му или 3-му веку нашей эры и, по всей видимости, является воинственным богом Джорди (Geordie), который вдохновлял воинов перед сражением, - объясняет преподаватель археологии Дэвид Петтс (David Petts). - Мы не совсем уверены в том, что его зовут именно так, поскольку голова очень напоминает статую бога Антеноцитикуса (Antenociticus), найденную в 1862-м году в Бенвелле. Антеноцитикус являлся одним из ряда богов, которым поклонялись солдаты северной границы - региона, имеющего собственных божеств”.

    По материалам сайта http://fedpost.ru/

    Повезло пареньку...А еще интересно, что бога зовут Джорди - фактически Георгий-христианский святой...Надо здесь будет разобраться smile

    Прикрепления: 6787814.jpg (17.9 Kb) · 9089548.jpg (42.8 Kb) · 2457453.jpg (21.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 02.03.2017, 09:50 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Во время раскопок небольшого римского города Мариана, что на северо-восточном побережье Корсики, археологи обнаружили остатки храма Митры. Культ этого индоиранского божества был очень популярен в Римской империи в первых веках нашей эры и составлял серьёзную конкуренцию христианству.


    Колокольчик из митреума на Корсике. (Фото: Denis Gliksman / INRAP.)

    Митраизм был монотоистической религией. Предполагается, что в западную часть империи его принесли торговцы и солдаты. Митра считался божеством солнца, символом силы и мужества. Он охранял закон и истину, требовал от своих почитателей аскетизма и строгих моральных принципов. Между верующими провозглашалось равенство, им обещали воскресение и бессмертие души. Приверженцами митраизма считали императоров Нерона и Коммода.В митреумах (так называют святилище этого восточного божества) совершались особые мистерии, в которых могли участвовать только мужчины. Ритуалы включали в себя сложную систему посвящения и совместные трапезы. Их детали не до конца ясны, поскольку дошедшие до нас описания фрагментарны и во многих случаях принадлежат противникам митраизма.



    Остатки храма Митры в Мариане. (Фото: Denis Gliksman / INRAP.)
    Митреум в Мариане нашли в ходе охранных исследований, которые проходили перед предстоящими дорожными работами. Раскопки проводил французский Национальный институт охранных археологических исследований (INRAP). Археологи раскрыли две части храма – комнату, в которой совершалось поклонение божеству, и прихожую-«вестибюль». Внутри нашли множество характерных для таких святилищ находок: три масляных светильника, бронзовые колокольчики, керамику, фрагмент мраморной женской головы. Но самой главной находкой, указавшей на то, кому посвящен храм, были три части рельефа, изображающего самого Митру, который приносит в жертву быка. Рядом показаны собака и змея, которые пьют кровь жертвенного животного, а также скорпион, терзающий половые органы быка.


    Рельеф со сценой принесения быка в жертву. (Фото: Denis Gliksman / INRAP.)
    Храм датируется рубежом I–II вв. н.э. Это первый митреум, открытый на Корсике. Когда его перестали использовать, неясно. Некоторые детали – разбитый алтарь, повреждённые вещи – могут указывать на то, что святилище разрушили намеренно. Не исключено, что храм погиб от рук христиан в конце IV в. н.э., когда по указу императора Феодосия I было уничтожено множество известных античных языческих храмов. Эдиктом 391 года запрещались не только публичное поклонение языческим богами, но и частные, домашние ритуалы. Примерно в то же время в Мариане была основана одна из первых епархий Корсики.

    По материалам International Business Times. 
    Автор: Егор Антонов
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
    Прикрепления: 9977295.jpg (44.1 Kb) · 4695164.jpg (113.2 Kb) · 5889928.jpg (79.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Римские истории » Иранский бог Рима
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 29.03.2024, 13:56