Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Первобытная мода
    Первобытная мода
    БастДата: Пятница, 04.01.2013, 12:38 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Иногда слышишь: как здорово жилось нашим первобытным предкам, не нужно думать о пропитании- везде полно фруктов-овощей, не нужно думать об одежде- вообще можно голым ходить. Но ведь кто-то придумал одеваться? Кто это был и почему именно такую одежду выбрал? И зачем всё это? А может, в первобытности своя мода была? Всё может быть.. Сейчас- лишь одно из мнений.

    Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

    Раскраска и татуирование. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

    Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

    Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

    Головные уборы. Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

    Украшения. Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

    Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

    Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

    Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).
    Прикрепления: 2497493.jpg (63.7 Kb) · 3108897.jpg (88.9 Kb) · 3851952.jpg (48.9 Kb) · 1857986.jpg (72.3 Kb) · 8112584.jpg (65.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 04.01.2013, 12:41 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

    Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду. Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой.

    Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.
    Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

    Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.
    Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

    Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.
    Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).
    Прикрепления: 0695521.jpg (170.7 Kb) · 8396726.jpg (34.8 Kb) · 6005006.jpg (174.3 Kb) · 9839955.jpg (103.6 Kb) · 8549811.jpg (119.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 04.01.2013, 12:46 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями. Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого. Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

    У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.
    Ткань тапа

    Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла). Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

    В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.
    Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка.

    В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:
    1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).
    2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).
    3. Станок с вращающимися валами-навоями.
    Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

    В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов.

    А вы говорите- как просто жилось нашим предкам. Не так уж и просто! biggrin

    Как развивалась мода в Древней Греции- http://kolizej.at.ua/forum/21-113-1

    Как влияла одежда на человека - http://kolizej.at.ua/forum/28-511-1

    Прикрепления: 6013811.jpg (59.2 Kb) · 7909474.jpg (142.9 Kb) · 2918105.jpg (25.4 Kb) · 8776950.gif (58.1 Kb) · 4053983.png (219.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 21.07.2021, 16:51 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Загадочные керамические бутылочки, относящиеся к неолитическим культурам Европы, предназначались для хранения косметических средств.



    В V тысячелетии до нашей эры в керамике сообществ эпохи позднего неолита и энеолита Балкан, а также юго-западной Трансданубии (историческая область Венгрии) и юго-восточных приальпийских областей появились небольшие керамические сосуды высотой 5-10 сантиметров с перфорированными ручками. Они принадлежали сразу нескольким археологическим культурам: Винча, бутмирской, Дикилиташ-Слатино, гумельницкой и ласиньской. Археологическая культура Винча была распространена на территории Восточной Европы в V тысячелетии до н.э., в период неолита, ласиньская – в IV (энеолит). Сосуды культуры Винча – в основном случайные находки. Керамические флакончики ласиньской культуры найдены на стоянках или поселениях, а несколько штук – в захоронении в пещере Айдовска яма.

    Большинство найденных сосудов имело простую биконическую форму, но встречаются бутылочки с чертами людей или животных. Отдельные экземпляры имели более длинное горлышко или плоское дно. Отверстия в ручках предназначались для подвешивания сосудов, что позволяло носить их с собой. Количество ручек и отверстий в них может быть разным.



    Специалисты изучили четырнадцать керамических флакончиков, найденных при раскопках нескольких археологических памятников Словении и Сербии и относящихся к ласиньской культуре и культуре Винча периода 4350-4100 годов до нашей эры. Видимые остатки содержимого восьми сосудов подвергли микродифракции рентгеновских лучей и микрорентгеновской флуоресценции, а с поверхности девяти сосудов удалось извлечь и проанализировать остатки липидов.

    В одной из бутылочек были обнаружены следы церуссита, или белой свинцовой руды – вторичного минерала, который образуется в месторождениях при выветривании галенита, основной руды свинца. Ещё в одном сосуде сохранились остатки другого вторичного минерала свинца – плюмбогуммита. Анализ видимых остатков из третьего сосуда снова подтвердил присутствие минерала, содержащего свинец – пироморфита. На стенках сосудов были найдены возможные следы пчелиного воска и животного жира. Всё это позволило исследователям из Института защиты культурного наследия Словении и Тюбингенского университета Эберхарда и Карла сделать вывод, что бутылочки предназначались для хранения древней косметики.

    Обитатели Восточной Европы V тысячелетия до н.э. смешивали мелко измельченный церуссит с пчелиным воском. Затем измельчали полученную массу в порошок и хранили в керамических флаконах. При надобности этот порошок было легко извлечь из сосуда и смешать с жидкостью и нужным пигментом. В другом случае пчелиный воск и свинцовые минералы смешивали с растительным маслом или животным жиром, а получившуюся смесь доставали из бутылочки с помощью длинных и тонких инструментов. Подходящие для этого каменные палочки были найдены при раскопках вместе с сосудами.



    Церуссит с древних времен использовали для изготовления косметических средств. Самые ранние свидетельства об этом относятся к додинастическому периоду Месопотамии (3100–2686 годы до н. э.). Ко II тысячелетию до н.э. принадлежат образцы косметических порошков, которые сохранились в оригинальных контейнерах в Древнем Египте. Остатки свинцовых пигментов обнаружены на каменных орудиях и керамических предметах в поселении бронзового века Акротири на острове Санторини. Церуссит также использовался в Древней Греции и Древнем Риме.

    Учёный рубежа IV-III веков до н.э. Теофраст из Эреса в книге «О камнях» описывал технологию получения гидроцеруссита. Римский врач I века Авл Корнелий Цельс сообщал о применении свинца в разных формах наружного лечения. А натуралисты Диоскурид и Плиний Старший упоминали об использовании хлоридов свинца из-за их лечебных свойств. Известны многочисленные свидетельства применения пчелиного воска, растительного масла или животного жира в качестве связующего вещества в косметических и медицинских средствах в Месопотамии и Древнем Египте (III-II тысячелетия до н.э.)

    Возможно, что бутылочки из Словении и Сербии содержат древнейшие образцы косметических средств и свидетельствуют о широком распространении добычи и использования свинцовых минералов более шести тысяч лет назад.

    Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

    Автор: Юлли Улётова
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

    Прикрепления: 0986374.jpg (65.0 Kb) · 5954578.jpg (229.4 Kb) · 6272753.jpg (53.4 Kb) · 5494735.jpg (175.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 22.11.2021, 08:33 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ткани, найденные на раскопках одного из древнейших городов мира, были сделаны из волокон коры дуба.

    Ткани из растительных волокон эпохи неолита (нити, фрагменты текстиля, их отпечатки) ― редкая археологическая находка. Считалось, что все они явно или возможно изготовлены изо льна, а иные варианты даже не рассматривались. Однако исследования последних лет позволили расширить диапазон доступных людям неолита материалов для ткачества. Оказалось, что именно лубяные волокна дуба использовались там, где в прошлом веке предполагали лен. Например, нить гребня из Вади-Мубарраат (Израиль, 9500 год до нашей эры) и текстиль из Ылыпынара (Турция, 6500 год до нашей эры).

    Международная группа археологов определила состав фрагментов текстиля, найденного при раскопках одного из древнейших городов мира ― Чатал-Хююка. Как пишут авторы статьи, опубликованной недавно в Antiquity, новые результаты опровергают данные предыдущих исследований.

    Специалисты по археологическому текстилю из Норвежского университета науки и технологий, Свободного университета Берлина и Бернского университета изучили образцы растительных волокон из фрагментов тканей, обнаруженных в Чатал-Хююке с 1993 по 2017 год. Волокна возрастом 8500-8700 лет были проанализированы с помощью сканирующего электронного микроскопа, для сравнения были подготовлены современные образцы льна и дубового луба, как свежие, так и экспериментально обугленные. В образцах, где анализы позволили идентифицировать точное происхождение растительных волокон, оказался луб дуба (луб ― часть коры дерева, по которой происходит транспорт питательных веществ. — Прим. ред.).

    Первые образцы тканей на раскопках Чатал-Хююка были обнаружены ещё в 1962 году, и проведённые тогда исследования определили их волокна как лён. Были также предположения, что жители города использовали для производства тканей шерсть. При этом до раскопок 2010-х годов семян льна в Чатал-Хююке вообще не было обнаружено. А недавние находки относились лишь к периоду раннего неолита. Исследователи считают, что жители Чатал-Хююка не выращивали лён, а собирали дикорастущий.

    По мнению исследователей, древесный луб как доступный и удобный материал для плетения и ткачества довольно долго упускался из виду, хотя в Европе находки пряжи и текстиля из лубяных дубовых волокон известны на нескольких памятниках. В Чатал-Хююке дуб, согласно анализам древесного угля и обработанной древесины, был самой распространённой породой деревьев, использовавшейся и для заготовки древесины, и как топливо. Дуб рос в пределах 10 километров от города, и для его доставки могли использовать местные водные ресурсы. Заготовку древесины и луба производили весной: в этот период начинается сокодвижение по стволу вверх, что облегчает удаление коры вместе с её волокнистой внутренней частью ― лубом.

    Новые данные относительно использования дубового луба для изготовления волокон для тканей и верёвок в неолитическом Чатал-Хююке не только свидетельствуют о более широком применении этого материала, чем считалось ранее, но и ставят под сомнение время, когда древние люди начали делать ткани и веревки из окультуренного льна.

    Многие обнаруженные в Чатал-Хююке текстильные и плетёные изделия, включая циновки и верёвки, сохранились благодаря их применению в погребальных обрядах. Ткани использовались для обёртывания тел, корзины ― для захоронений младенцев, циновки ― для покрытия пола. А хоронили в Чатал-Хююке не в специально отведённых местах, а под полами жилых домов. При пожаре растительный материал в могилах под полом «запекался», сохраняя их. Поэтому многие найденные образцы были обугленными.

    Интересно, что в то далёкое время нити не пряли, а сращивали: волокна соединяли концами внахлест и скручивали их вместе. А весь текстиль эпохи неолита выполнен плетением (или вязанием) иглой, без ткацкого станка.

    Автор: Юлли Улётова

    Прикрепления: 9582442.jpg (210.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Первобытная мода
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 19.03.2024, 05:58